Сайт села Верхняя Каменка

Смысл жизни с точки зрения ислама

0
Голосов: 0
Опубликовано: 1739 дней назад (10 марта 2014)
Рубрика: Смысл жизни
Редактировалось: 1 раз — 10 марта 2014
Смысл жизни с точки зрения ислама
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Почти каждый разумный человек хотя бы раз в жизни задается вопросом: «В чем смысл жизни?» - так уж устроен разум человека, что постоянно ставит перед ним самые разнообразные вопросы.Человек, вглядываясь в окружающий его мир, который заполнен живописными красками, неповторимой гармоничностью, особенным величием, а также задумываясь над своей жизнью, которая имеет много граней и поворачивается к нему всякий раз новой стороной, конечно же, удивится и придет к умозаключению, что не должно быть его существование бесцельным. Его мышление начинает работать, и он может придти к различным выводам. Но прежде, чем перечислить эти выводы, давайте, поразмыслим о главных потребностях человека. (Не берутся в счет естественные потребности в воздухе, в воде, в еде и т.д.)

Главные потребности человека – наличие хорошего здоровья, спокойствие разума, присутствие счастья. Многие согласятся с тем, что одна из первостепенных вещей в жизни – крепкое здоровье. Люди прилагают массу усилий для поддержания своего здоровья на хорошем уровне и, порой, не жалеют при этом ни денег, ни времени.

Спокойствие разума – состояние, в котором не возникает внутренних конфликтов и противоречий, а внешние предметы воспринимаются одинаково уравновешенно.

Для поддержания спокойствия разума необходимо самосовершенствование, понимание природы вещей и их взаимосвязь. Разум – это то, что отличает человека от животного, оно возвышает его и является выражением его достоинства. Далеко не каждый может похвастаться тем, что его разум спокоен и удовлетворен. Как правило, человек на протяжении всей своей жизни занят поиском ответов на разные вопросы бытия, достижением баланса между собой и внешним миром и т.д.

Также именно разум ставит перед человеком массу задач и требований, требующих удовлетворительного разрешения. Человек мыслящий определяет для себя жизненные приоритеты, прилагает большое старание для достижения комфорта во всем: от душевного уюта до материального благополучия.
Полное удовлетворение определенных потребностей он называет счастьем. И для разных людей это самое счастье заключается в чем угодно: в детях, в карьере, в деньгах, во славе, в любви…. По достижении своего счастья, человек спустя небольшой промежуток времени начинает привыкать к своему состоянию и уже прежнего наслаждения, упоения не чувствует. Более того, в некоторых вещах счастье через какое-то время может обернуться несчастьем. И в результате получается, что человек снова занят поисками нового счастья, так как истинного удовлетворения, источника постоянного наслаждения он так и не находит.

Что же предлагает ислам в данном случае? Ислам предлагает превосходное решение данных вопросов. Даже его краткая выкладка позволит вам понять и оценить его должным образом.

В священном Коране, а также в пречистой Сунне приводится много сообщений о важности поддержания человеческого здоровья. Подчеркивается необходимость устранения причин возникновения болезней.

Каковы эти причины? Если взять медицину, то она приводит следующие: получение травмы, воздействие микробов, наличие наследственных заболеваний. Самой главной причиной был назван нервно-психический фактор. Он может вызвать ряд серьезных заболеваний, в том числе инфаркт миокарда, инсульт, атеросклероз, бронхиальная астма, диарея, язва желудка, наркомания, алкоголизм и т.д.

Получается, чтобы свести болезни к минимуму, человек должен максимально защитить себя от стрессов, должен выработать так называемый психологический иммунитет - способность противостоять различным психологическим дискомфортам. Никакого конкретного лечения медицина здесь предложить не может.
Выход предлагает ислам. Мусульманин с его правильным вероубеждением, имея большой запас психологической силы, отражает от себя стресс, а если и получает его, то не в такой мере, как обычные люди. Его организм поддерживает сколь угодно долгое время состояние психической сферы в относительно нормальных пределах.

Входящая в состав исламской веры, вера в предопределение, помогает ему сохранять спокойствие и относительную уравновешенность в любой ситуации. Данная вера подразумевает всеобъемлющее знание Аллаха обо всем заранее. Что бы ни произошло с мусульманином, какие бы неприятности ни происходили в его жизни, он не проявляет недовольство своей судьбой, так как в противном случае, он выразит недовольство волей Аллаха. Он понимает, что произошедшее событие не могло обойти его и просит у своего Господа только облегчение и наилучший исход своих дел.

Другие принципы исламского образа жизни –целомудренный образ жизни, запрет на употребление никотина, алкоголя, наркотиков, умеренное и рациональное питание, соблюдение поста – все это отражается на здоровье человека только благоприятным образом.

Что касается разума - исламский взгляд на жизнь, на мироздание позволяет достичь спокойствия разума без каких-либо затруднений, не требуя от человека дополнительных биологических, физиологических или психологических ресурсов. Исламский взгляд на жизнь кратко можно отразить с помощью нескольких аятов.

«Я ведь создал джинов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись», сура Рассеивающие, 56 аят .
«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение», сура Предвечернее время, аяты 1-3.
«…Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный», сура Комнаты, 13 аят.
Исламский взгляд на жизнь обеспечивает его подлинным счастьем - обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения и подразумевает идеальное состояние высшего удовлетворения жизнью. Вы спросите, каким образом?
В суре Аграф в 172 аяте Аллах Всемогущий говорит о великом договоре, который был заключен между Ним и душами всех людей. Он вывел эти души из спины праотца Адама и спросил их: «Я ли ваш Господь?».
Они все до одного признали: «Да, конечно!». И уже придя в этот мир, рожденным из утробы матери, человек, забывший про этот договор, пытается найти счастье и удовлетворение в чем угодно, но только не в поклонении своему Господу. Поклонение Богу – те вещи, выполняя которые, человек добивается Его довольства. Например, намаз, чтение Корана, поминание Аллаха – все это поклонение, от которого душа радуется и по-настоящему успокаивается, так как это именно то, что она обещала своему Господу. Такой человек довольствуется тем, что у него есть и не требует большего. Главная цель его жизни – довольство Аллаха. И когда он сопоставляет то, чем владеет, с величиной довольства Аллаха, то понимает, что имеющееся у него – ничтожно и незначительно по сравнению с довольством Господа. Он понимает, что этот бренный мир с его красотами и страстями так ничтожен по сравнению с тем, что приготовил Творец для Своих рабов в следующей жизни. Конечно же, его душа перестает быть привязанной к ближнему миру, она не воспринимает болезненно его проблемы и чаяния, она устремляется к своему Создателю – и это высочайшая степень веры и величайшее наслаждение, которое только она может получить! Считается, что обладатель подобной души познал вкус истинной веры. Ни за что на свете, ни за какие блага верующий человек не променяет и не отдаст свою веру. Ему легче расстаться со всем, что у него есть, даже со своей жизнью, но свое сокровище – иман – он будет беречь и лелеять до последних сил.


И ни в коем случае не надо думать, что суть жизни сводится только к выполнению религиозных ритуалов. Человек, выполняя свои повседневные дела – поиск заработка, забота о себе, о семье – при правильном намерении удостаивается награды своего Господа, и все это необходимо и поощряемо с точки зрения ислама.
Приведем также в пример разъяснение аятов из суры Сгусток:
Аллах Всемогущий сказал: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил. Сотворил человека из сгустка крови. Читай, и Господь твой Уважаемый. Который научил перу. Научил человека тому, чего он не знал». Эти слова Аллаха – первый урок, который получил пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует в 610 году.

Человек познает себя и смысл своего существования, если познает своего Господа.
Познать своего Господа – означает познание Его прав, познание Его высочайших атрибутов и Его прекрасных имен и качеств. Через Его прекрасные имена мы узнаем такие качества как Всевидение, Всеслышание, Знание. Человек, убежденный в этих качествах, действует сообразно их смыслу. К примеру, он будет остерегаться плохих поступков, зная и боясь быть увиденным или услышанным Своим Господом. Иначе говоря, человек, познавший своего Господа, строит свою жизнь, свои взаимоотношения с людьми и, в конце концов, свое взаимоотношение с Господом, подчиняясь высоконравственным положениям мудрых законов Аллаха.

Из этих аятов мы понимаем, что человек не сможет дать себе определение, объяснить свое предназначение, используя имеющийся у него научный инструмент, к примеру, такие науки как физиология, анатомия. Именно Аллах учит человека тому, чего он не знает и тому, чего он собственным разумом постичь не в силах. Именно поэтому Аллах ниспосылает ему откровение через Своего пророка в виде Книги, хадисов. Из этого откровения мы узнаем, что человек – это раб Аллаха, и что смысл его сотворения – поклонение своему Господу.

И не следует понимать слово «раб» в низменном его значении: если человек является рабом сотворенного – таких же, как и он сам, людей, денег, страстей и т.д. – конечно, это может вызвать только глубокое сожаление, но если человек становится рабом Аллаха в возвышенном смысле этого слова, он освобождается от оков ненужного рабства, от всего, что отягощает его и связывает с этим миром. Иначе говоря, человек перестает зависеть от всего сотворенного, покоряется своему Господу и обретает истинную свободу. Ведь, поистине, Аллах дарует свободу и независимость только покорным рабам Своим.
Согласитесь, что ни одна известная в сегодняшние дни наука не преподнесет человечеству подобную информацию.

Кто же, если не Творец, знает лучше о Своих творениях, знает все, что необходимо им, что важно для них и что принесет им пользу и удовлетворение?
Если вы успели заметить, в этих пяти аятах понятие знания повторяется дважды: «научил перу» и «научил тому, чего не знал». В первом случае имеются в виду научные знания, открытые человеком, во втором случае – знания, которые он получает от своего Господа. К примеру, современная наука не рассматривает такие понятия, как душа, вера - потому что в область ее изучения не входит познание духовного мира человека, и оно не может войти в силу отсутствия теоретических и эмпирических исследований. Также следует отметить ограниченные возможности научного способа познания этого мира, как такового. И вот тут-то становится необходимым использование другого вида знаний – божественного откровения. Человек разумеющий, ищущий истину, несомненно, найдет всю необходимую для себя информацию, применяя оба способа получения знаний. Такому человеку не нужно объяснять историю сотворения мира, цель его собственного существования и его конечную точку прибытия. Такому человеку раскрыты не только некоторые тайны бытия, ему даны отгадки на многие вопросы, волнующие человечество на протяжении многих тысяч лет. Ему даны ключи от сокровищниц счастья, покоя, мира и благоденствия.
Сказанное выше – только малая часть того, чему учит и к чему направляет человека ислам. А почему не узнать больше и не поразмышлять?

Автор: Dinara, статья написана с использованием книги Абу Умара "Тибьяну Сунна".
0 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!